Иван с раздражением захлопнул крышку ноутбука. Программа опять зависла, не перебрав и десятой части массива. Лабораторная не получалась, а это значило, что он не сможет ее завтра сдать, не будет допущен до сессии и все зимние каникулы придется провести в институте. А так хотелось поехать домой, повидаться с друзьями, родителями. Они планировали съездить в Губаху и покататься на лыжах. А здесь вот это…
Он поплелся на кухню. Надо было отвлечься, попить чаю и что-нибудь перекусить. Открыв шкафчик, он обшарил его глазами и вспомнил, что последний пакетик был использован еще позавчера, а пустая банка из под кофе гордо стояла в самом центре. В холодильнике аналогично: немного колы, да недельной давности кусок хлеба. «Возможно это и к лучшему, пойду пройдусь до магазина, за одно и прогуляюсь,» — подумал Иван, натягивая олимпийку и завязывая кроссовки.
На улице было хмуро и безрадостно. Завернув за угол, Иван поплелся по тропинке, пиная ногой все, что попадалось на пути. Подойдя к пешеходному переходу, он немного замешкался, и когда не глядя ступил вперед, на кого-то наткнулся.
— Ой, извините, — вздрогнул Иван.
— Дорогой, это ты меня извини, иду не гляжу под ноги.
Напротив стояла невысокого роста бабулька с тростью и рюкзаком за плечами.
— А что такой хмурной?
— Да никак не могу с одной вещью разобраться. И так, пытался, и так. Никак не идет.
— А ты расскажи, что это за вешь.
— Да вы не поймете. Есть один высоконагруженный алгоритм. На прямую он не считается, не хватает мощности, я уже и нейросеть собрал, все равно никак.
— А если его на квантовом компьютере посчитать?
У Ивана пропал дар речи.
— А, простите, как к вам обращаться?
— Ядвига я Тимофеевна.
— Понимаете, Ядвига Тимофеевна. Вы, наверное, научных передач насмотрелись. Во-первых, это пока еще гипотетическое устройство. А во-вторых, я пока разбираюсь, как на нем алгоритм реализовать, учеба в университете закончится.
— А, ну да, ну да… Но ты не переживай, утро вечере мудренее. Выпей чайку, поспи, а завтра оно может как-нибудь само рассосется.
— Да не рассосется. Завтра уже дедлайн.
— Какой дед? Знавала я одного Лайнуса, фамилия у него еще была Полинг, так умер он давно.
— Да нет, сдавать результаты надо завтра, а у меня ничего не готово. А может вам чем помочь, поздно ведь уже, да и нет никого вокруг.
— Нет милок, хотя, если дашь мне свой телефон на один звонок, то буду тебе особо благодарна.
Иван нерешительно протянул телефон. Мало ли что, может мошенница какая, убежать вроде не должна.
Бабулька ловко взяла мобильник в руки, повертела им вокруг себя, как будто ища наиболее сильный сигнал, набрала что-то на экране и долго смотрела. А потом вернула.
— А что же вы и не поговорили, — спросил Иван, пытаясь незаметно посмотреть на набранный номер. На месте номера были одни нули.
— Ошибаешься, я все что мне надо было, решила, просто общение происходило на более высоких частотах, которые не улавливает твое ухо.
— Так вы что-же, инопланетянка, или шпионка какая? Усмехнулся паренек.
— Ну что значит шпионка? — обиделась старушка. — Шпионка, это та, которая собирает информацию, чтобы потом обратить ее во вред. А я скорее историк. Или прогрессор, как называли нас в прошлом одни ваши писатели.
— Прогрессор, слово то какое, сейчас уже и не услышишь его. Ну ладно, я в магазин, может вас проводить до него.
— Да нет, спасибо, к сожалению, ваша пища абсолютно не подходит мне, поэтому повсюду приходится вот рюкзак таскать. Как говорится, все свое ношу с собой.
— Да это вы зря, мне вначале тоже здесь еда не нравилась, но ничего, через пару месяцев освоился.
— Ты не понимаешь, она не подходит мне на молекулярном уровне. Не усваивается. С воздухом еще нормально, с водой тоже, а вот пища нет.
От этого разговора у Ивана уже голова пошла кругом. «Не нормальная какая-то,» — подумал он, — «надо заканчивать, да домой двигать.»
— Ну что ж, Ядвига Тимофеевна, прощайте, не буду больше вас задерживать, побегу, пока магазин не закрылся.
— Давай дорогой, только ты это, на тот номерок, который в телефоне остался скинь свою работу, а я гляну.
— А как я скину? Да и вряд ли вы что-нибудь там поймете.
— Да в любом мессенджере и скинь. Маленький что-ли? А уж за меня не переживай, разберусь как-нибудь.
— Ну хорошо. Всего доброго.
— И тебе тоже.
Иван по-быстрому сбегал до магазина. У самых дверей он обернулся, бабулька стояла на том же месте. Выйдя обратно, он уже никого не увидел. «Вот ведь, кого только не встретишь вечером. Надо завтра парням рассказать. Вот удивятся, да и не поверят.» — подумал Иван, шагая обратно.
Весь оставшийся вечер он провел за компьютером, безуспешно пытаясь вновь и вновь запускать программу. Но, как и ожидалось, программа зависала. Уже перед тем как ложиться спать он вспомнил слова женщины и ни на что не надеясь, отправил файлы по номеру, состоявшему из нолей.
Где-то в ночи он сквозь сон слышал, что телефон брякнул входящим сообщением, но не придал этому значения. Проснувшись он заварил кофе и уже убрал ноутбук в рюкзак, чтобы пойти в Университет, внутренне готовясь к провалу на лабораторной. Взял телефон в руки и увидел одно непрочитанное сообщение. Он развернул ответ и обомлел. Во входящем файле было два варианта решения, причем одно более или менее понятное, с математическим обоснованием, алгоритмом расчета и программным модулем. Но припиской, что в соответствии с этим алгоритмом расчетное время составляет 1 456 345 часа 23 минуты 15 секунд. Но ответ был дан. А второе предназначалось для работы на квантовом компьютере и вот там уже время работы составляло 0,345672 секунды.
Времени разбираться у него уже не оставалось, поэтому он перепаковал полученные файлы, подписал их и отправил на проверку.
Преподаватель долго смотрел на Ивана. Снял очки, надел обратно.
— Скажите, а где вы брали информацию для подготовки работы.
— Мне друзья помогли, — только и смог придумать Иван.
— Друзья говорите, и что же, они смогли разработать алгоритм для квантового компьютера, или же слетали в будущее и посмотрели результат работы программы?
Иван молчал.
— Понимаете, это ведь чисто гипотетические выкладки. Не факт, что результат будет. Здесь я попытался предсказать его.
— И удивительно точно это сделали. Знаете, ведь задача не имеет решения, по крайней мере на данном этапе развития науки. А вы ее решили. Здесь надо или Нобелевскую премию давать, или ставить вам не зачет. Но учитывая, что практически все ваши однокурсники вообще ничего не прислали, либо прислали не работающие алгоритмы. А наша цель научить вас находить знания. То считаю, что в поставленной задачей вы справились блестяще. Поэтому вот ваша зачетка, встретимся в следующем семестре, и вы познакомите меня с вашими друзьями. Я им еще работы подкину. Всего доброго. До свидания.
Иван, не веря своим глазам, взял зачетку и поплелся к выходу.
— А Нобелевка, — попытался пошутить он.
— А вот это не рекомендую, не сможете доказать. Хотя, если еще поработаете несколько десятков лет, то возможно.
Выйдя в коридор Иван открыл зачетку, затем закрыл, выдохнул: «Сдал». Теперь надо готовиться к экзаменам. Но за них он не переживал. Достав телефон, он написал крупными буквами: «СПАСИБО» и попытался отправить на давешний номер. Но в ответ получил, сообщение о том, что данный абонент в сети не зарегистрирован.
Просто отлично!!!!