Научно фантастический роман, не имеющий ничего общего с религией, за исключением внешней формы.
Анафем. 1. (протоорт.) Поэтический либо музыкальный гимн Нашей Матери Гилее, звучащий на актале провенера, либо 2. Актал, при котором неисправимого фраа или сууру отлучают от матического мира.
С творчеством Стивенсона я познакомился около десяти лет назад, когда один товарищ посоветовал мне прочитать «Критономикон». Тогда я был поражен, как легко можно написать про такой сложный вопрос как информационная безопасность и в частности про криптографию. После чего я стал интересоваться этим вопросом, и даже пытался изучить некоторые алгоритмы шифрования. К сожалению современная наука ушла так далеко от тех примитивных методов, которые использовались, что я уже не смог ничего понять даже на уровне середины 20 века. Но интерес остался.
Потом было «Падение». Но этот роман оставил двоякое впечатление. С одной стороны, интересна сама мысль о цифровой возможности продолжения жизни. Но как-то все затянуто и притянуто, плюс борьба двух цифровых сущностей, вылившихся в создание двух миров, не произвела на меня должного впечатления.
И тут Анафем. Наткнулся на рекомендацию где-то на просторах Интернета. В которой говорилось, что это роман о роли и ответственности науки и вероятном будущем человечества, доэкспериментировавшего до ChatGPT и зеленой энергетики. Поэтому рассматривал его как постапокалиптическое произведение о деградации человечества. Но…
Роман совсем не про это. Представьте себе мир, где цивилизация существует уже очень много веков. Причем не такая, где первобытно общинный плавно через все ступени перетекает в пост индустриальный. Об этом речь не идет. А говорится в нем о том, что уже несколько тысячелетий на планете существует вполне себе современное общество с промышленностью, энергетикой и наукой. И как это свойственно любому замкнутому миру, происходят в нем конфликты, катаклизмы и подобные неприятности. И периодически виновниками всех этих неприятностей в той или иной мере оказываются ученые. Чтобы исключить какое бы то ни было негативное влияние, любыми исследованиями в данном мире разрешено заниматься только в специальных заведениях наподобие монастырей, называемых матиками. В зависимости от матика ворота для мира в них открываются: раз в год, десять, сто и тысячу лет. А вне этого времени все мирское за стеной запрещено, дабы не мешало заниматься чистой наукой. И чего же может достичь человек, когда ничто не мешает ему заниматься любимым делом?
«Да, тридцать семь веков назад нас загнали в матики. Но у нас осталась возможность заниматься новоматерией. В результате мы получили Первое разорение. Отлично. Никакой новоматерии, за редкими разрешёнными исключениями: заводами, где её производят под руководством призываемых по мере надобности инаков. Время идёт. Нам по-прежнему разрешены манипуляции с генетическими цепочками. Результаты пугают. Второе разорение. Больше никакой цепочкописи, никаких синапов в концентах, за редкими разрешёнными исключениями: ита, часы, страничные деревья, библиотечный виноград и, возможно, лаборатории в экстрамуросе, где работают призванные инаки или обученные в концентах праксисты вроде тебя. Отлично. Теперь уже всё под контролем, верно? Без синапов, без инструментов, с одними граблями и тяпками, под надзором инквизиторов инаки уже ничего не сделают. Мирская власть окончательно с нами справилась. А через две с половиной тысячи лет выясняется, что умные люди, запертые на скале, где им нечем себя занять, кроме раздумий, могут создать праксис, не требующий инструментов и потому ещё более пугающий.»
И все бы хорошо. Но вдруг из ниоткуда появляется внешнее воздействие в виде космического корабля, зависшего на орбите. Кто это и что со всем этим делать? Мирские власти не могу справится без помощи науки. А возможно не стоит справляться, а попытаться поговорить? Ведь единственный язык, понятный для всей вселенной — это язык математики.
Здесь, в отличии от Криптономикона, сюжет не ветвится и не расслаивается по времени. Он прямолинеен, и ведется от лица главного героя. Который, являясь обычным инаком, проходит путь от ничего не знающего о мире за стеной человека до одной из ключевых фигур, которым предстоит спасти или разрушить свою планету.
Роман большой, здесь есть все: от научных диспутов до приключений и полетов в космос. Но все это настолько органично и последовательно связано между собой, что не возникает никаких вопросов. Поэтому читается очень легко, несмотря на просто огромное количество незнакомых слов и определений. Но по мере продвижения становится все больше и больше понятно, что незнакомые термины обозначают знакомые вещи, вызывая порой давно забытые ассоциации.
Рекомендую всем любителям настоящей научной фантастики.
P.S. Картинка к посту сгенерирована нейросетью. Это, во-первых, отсыл к самому роману, а во-вторых, та которая на обложке, как мне кажется, совсем не отражает его сути.