Сергей работал на кладбище. «Работа мечты,» — как грустно шутил он. Но это единственное место куда он смог устроиться после того как вышел «из мест, не столь отдаленных». А ведь как все здорово было. Казалось весь мир открыт. Техникум, где он изучал автодело, нарадоваться не мог на такого активного и способного студента. Ему и учеба нравилась, и в самодеятельности он участвовал, и ГТО сдал. И дернул же его черт в тот злополучный вечер повстречать школьных товарищей. Ну как товарищей, так, вместе учились. Шел домой, увидел знакомых ребят. Они сидели за домом, курили, выпивали. Он подошел, поздоровался. Они пригласили, налили, потом еще и еще. Потом предложили поехать в клуб. Вечер был свободен, и он не отказался.
После клуба все уже были изрядно выпившие. Стали подшучивать друг над другом и хвалиться, кто что умеет. Тут и Сергей вставил свое слово, что мол для него не составляет труда вскрыть любую машину и завести ее. Взяли на слабо. И девятка эта стояла как назло. Ну и открыл ее Сергей. Думал открою и закрою. Никто и не узнает. А товарищи дальше просят, заведи. Завел. А тут как раз патрульный автомобиль подруливает. Парни в машину прыг. «Погнали,» — говорят. А дальше он уже плохо помнил. Погоня, сбитый на пешеходном переходе человек. Сергей даже бежать не пытался, ни к чему. Так и сидел оглушенный за рулем. Потом его вытащили на асфальт, наручники, СИЗО, суд. Он ничего не мог сказать в свою защиту, да и не чего было говорить. Просто молчал и подписывал, где говорили.
Отсидел, вышел по УДО. А здесь куда пойдешь с судимостью. Походил, посмотрел, да и пришел на кладбище. Работал он сторожем сутки на трое, плюс подрабатывал копкой могил. Все хорошо, но пили все копщики сильно. А он с того времени алкоголь и переносить не мог. Вначале к нему приставали, предлагали. Но со временем отстали. Лишь радовались, что большую работу делал.
Сергей включил телевизор, набрал чайник воды и совсем уже было собрался доставать еду на ужин, как в дверь постучали. Не любил он эти визиты. Постоянно приходилось что-то кому-то объяснять, отказывать, а то и прогонять силой. Но в этот раз все было по-другому. За дверью стоял прилично одетый мужчина лет сорока — пятидесяти с сединой в волосах, и очень острым, пронзительным взглядом. «Ну и глаза», — поразился Сергей, внутренне поеживаясь. Мужчина был одет в костюм с галстуком, в руках держал портфель, и только лакированные туфли были забрызганы грязью, да на брюках прилипла павшая листва. Ну никак не походил он на обычных посетителей кладбища.
— Извините, — сказал мужчина, — вы не могли бы мне помочь. Я давно здесь не был, а за это время тут многое изменилось. Никак не могу найти могилу своего друга. Может быть вы подскажете.
— А как же я подскажу, их вон здесь сколько.
— Я понимаю. Но у него памятник очень занятный. На памятнике звезда, а рядом изображена ракета, взлетающая с земли.
Сергей поразился. Ведь он прекрасно помнил эту могилу. Могила была не ухоженная в старой части. Он как-то прогуливался там и привлек его блеск сквозь деревья и мох. Он как мог протер памятник. С потрескавшейся фотографии на него смотрел молодой улыбающийся мужчина в летной форме. И даты 1921 — 1961. «Вот ведь интересно» -, тогда подумал он, — «Мужчина умер в год первого полета человека в космос. Наверное, тоже имел к этому какое-то отношение. Но почему могила такая не ухоженная?» С тех пор стал Сергей туда периодически наведываться, то памятник протрет, то палую листву уберет. То просто сидит и рассказывает о своей жизни. Не было у парня отца, а здесь стал этот незнакомец тем, кому можно выговориться. И вот, оказывается есть люди, которые помнили этого человека.
— А вы ему кем приходитесь, — поинтересовался Сергей.
— Так однополчане мы, вместе служили. Спас он тогда меня от смерти, но и сам чуть не погиб. А потом развела нас судьба. И только на похоронах и смог я побывать. Да потом еще раз заезжал. Но, к сожалению, давно в ваших краях не был. А вот сейчас получилось. Дай думаю заеду. Побываю.
— Пойдемте, покажу. Сказал Сергей, натягивая куртку и сапоги. Да и вам бы не мешало одеть что-нибудь на себя. Вон сапоги резиновые надевайте, да не бойтесь, мои они, так на смену стоят. И спецовочку накиньте, а то грязно там, испачкаетесь.
На улице было еще светло, и поэтому они быстро нашли могилу.
— Прибрано, — удивился незнакомец. — Кто-то ходит?
— Да нет, это я прибираюсь иногда. Тянет меня почему-то сюда. Как-то шел мимо, поразился памятнику. Пришел раз, другой. А потом думаю, что-то как-то неуютно. Ну и убрал листву, оградку подкрасил. Да и памятник покосился, так подправил немного.
— Да, такой он был человек, тянуло к нему людей. И ко всем подход находил, всем помогал. Он себя бывало брал и отдавал другим. Вот и после смерти видимо осталось это его волшебство. Но вы идите, занимайтесь своими делами, я тут побуду и вернусь.
Вернулся незнакомец примерно через час. Снял сапоги, куртку.
— Можно присесть?
— Да, вот, — ответил Сергей, пододвигая стул к столу.
Он налил два стакана чая, один из которых поставил мужчине.
— Извините, а как вы могли быть однополчанами, когда он умер в шестьдесят первом, а вам сейчас немного за сорок?
— Это выгляжу я молодо. А на самом деле мне гораздо больше лет. Знаешь, ведь он спас меня тогда. Из-под обстрела вытащил. Хотя и сам ранен был. А потом на болоте упал, не мог уже идти. И я не мог. Пришлось мне вызывать экстренную эвакуации на орбитальную станцию, хоть это и запрещено при жителях планеты. Но он без сознания был, вот я и подумал, что не вспомнит ничего. А он видимо вспомнил. Подлатали нас там. Его обратно спустили, да оставили у деревни, где его местные нашли и выходили. А меня отправили лечиться, а потом в институт, отстранили от полевой работы. Где я и работал. Один раз только на похороны смог вырваться и то негласно. А сейчас вот, полностью здоров и готов вернуться к исследованиям.
— Каким?
— Развитие исторической эпохи предатомного периода на примере планеты Земля.
— Так вы что же, с другой планеты?
— Ну как сказать с другой. Планета та же, только космос разный. И время соответственно течет по-другому. Вот и выгляжу я так.
— Не понял, разве космос не один вокруг нас?
— Да не к чему тебе в это погружаться. Мы и сами все до конца не понимаем. Одно могу сказать. Вселенная бесконечна, как и количество чудес в ней. Есть события, которые должны произойти и их не изменить, да и не надо. А есть те, которые можно попытаться исправить. Вот моя визитка, приходи в понедельник, попытаемся что-то для тебя сделать.
На этих словах незнакомец допил чай, встал и не прощаясь вышел. Сергей посмотрел на визитку, там был только адрес на окраине города, да значок в виде взлетающей с планеты ракеты.
Сергей еще немного по рассматривал визитку, пожал плечами и сунул ее в карман. На утро он практически забыл о встрече, но, раздеваясь дома, он увидел карточку и вспомнил, что его как раз сегодня пригласили. Он быстро привел себя в порядок, переоделся и поехал на встречу.
По указанному адресу находился обычный жилой дом. «Ну и где я буду здесь искать моего знакомого», — пришла в голову мысль? Он зашел в подъезд, нашел квартиру, с таким же номером, который был указан в визитке и позвонил. На звонок никто не ответил.
Сергей вышел на улицу, решив походить вокруг. Обойдя дом, он остановился как вкопанный. За домом на пустыре сидела знакомая компания. «О, Серега, иди к нам», — закричали ему. Сергей подошел. Одни из сидящих налил рюмку водки и протянул. Сергей нерешительно взял спиртное и вдруг в руку как будто кто-то толкнул. Водка вылилась на землю.
— Вот ты неловкий. А если ключ в цилиндр уронишь? — загоготали вокруг.
— Не ребят, пойду я. Завтра рано вставать, да и не пью я, — ответил Сергей и повернулся уходить.
— Ну как знаешь, а то поехали с нами в клуб, весело будет.
Сергей не оборачиваясь пошел домой.
— Что это ты так рано? — удивилась мать, — Занятия отменили?
— Какие занятия мам? — в ответ удивился он и уставился на календарь за ее спиной. — А что ты старый календарь повесила?
— Как старый? Он с начала года тут висит, нормальный календарь.
Сергей улыбнулся и обнял мать. Вся жизнь была впереди.